Завод «ПРОТОН» изготавливает высоконадежные сухие трансформаторы ТС, ТСЗ, ТСЗП и их модификации с изоляцией VPI «монолит» класс F(155°C), H(180°C) и выше.


Обмотки могут быть изготовлены из профилированных проводов или фольги (ленты), материал проводников – медь или алюминиевый спав, изоляция проводников – согласно классу напряжения и назначению трансформатора (волкнистая, синтетическая или бумажная изоляция, кремнийорганический лак со стековолокном, двухслойная стекловолокнистая изоляция с пропиткой теплостойким кремнийорганическим лаком, с использованием полиимидной плёнки, слоевая изоляция «препрэг», синтофлекс и т.д.).


Сердечники (магнитопроводы) трансформаторов ТС/ТСЗ «ПРОТОН» по способу изготовления и методу шихтовки не отличаются от других видов трансформаторов: наиболее используемой в настоящее время является шихтовка «степ-лэп» из листов изолированной анизотропной магнитной стали толщиной 0,27-0,3мм. Для нетребовательных к энергосбережению потребителей возможно изготовление с шихтовкой «прямой стык».

Вакуумно-нагнетательная пропитка применяется для повышения надежности электрических машин – удаления воздуха из обмоток и заполнения полостей специальным изоляционным компаундом, стойким к высокой температуре. Технология VPI (от англ. Vacuum Pressure Impregnation - вакуумное импрегнирование, импрегнация) в электромашиностроении используется уже почти 80 лет, получив широкое распространения в мире благодаря относительной простоте и эффективности. Данный метод используется в том числе в России при изготовлении обмоток сухих трансформаторов ТС, ТСЗ, ТСЗП, ТСЗРП с изоляцией «монолит» и воздушно-барьерной изоляцией классов нагревостойкости F(155°C), H(180°C) и выше.
Изоляционный компаунд для вакуумно-нагнетательной пропитки подбирается согласно назначению электрической машины и условиям эксплуатации, а конечный результат – надежность - зависит от нескольких факторов, в числе которых:
- правильно подобранная рецептура компаунда (монолит, монолит-Н и другие известные пропитки);
- культура производства и соблюдение технологии;
- уровень профессионализма разработчиков изделия (конструктивные особенности трансформатора).
Неотъемлемым в технологии VPI и пропитки «монолит» является использование вакуумных печей/пропиточных машин: как известно, воздух в изоляции обмоток снижает надежность и повышает риск пробоя изоляции, то с помощью вакуума сначала воздух удаляется из тела обмотки, полостей, зазоров, а затем образовавшиеся пустоты заполняются изоляционным компаундом, который для увеличения эффективности заполнения подается под давлением.
Следует особо отметить, что обмотки трансформаторов ТС/ТСЗ ПРОТОН на классы напряжения выше 1кВ с изоляцией «монолит» VPI, в отличие от изделий других производителей, разделены на суб-обмотки, или так называемые «галеты»: такое решение позволяет резко снизить уровень частичных разрядов (ЧР) и тем самым повысить надежность трансформатора для безаварийной эксплуатации в течение нескольких десятилетий. В так называемых «непрерывных обмотках» других производителей трансформаторов, которые не особо заботятся о надежности и не разделяют обмотки ВН на суб-обмотки согласно классу напряжения, уровень ЧР очень высок - доходит до 100пКл и выше, в зависимости от класса напряжения трансформатора, при том, что нормативами ГОСТ допускается уровень частичных разрядов не более 10пКл. Повышенный уровень ЧР влечет низкую надежность и короткий срок службы электрической машины вследствие постепенного снижения диэлектрических свойств изоляции и ее дальнейшего пробоя.


Кроме того, использование того или иного метода, материала или проводника обычно не согласовывается с покупателем или конечным пользователем, поскольку является ноу-хау производителя, а для пользователя в конечном итоге важен единственный критерий качества изделия – его длительная безаварийная эксплуатация.